Целью настоящего изучения судебной практики рассмотрения дел об административным правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоП РФ, является получение и анализ статистических данных, характеризующих состояние производства по делам данной категории на судебном участке № 1 Оренбургского района Оренбургской области.

Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

         Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:

- период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;

- отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,

-а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

      За 5 месяцев 2021 года на судебный участок №1 мирового судьи Оренбургского района Оренбургской области поступило 11 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 11 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения с назначением следующих видов наказаний:

- в виде обязательных работ  - 10 лицам,

- в виде административного ареста – 1 лицу.

        Административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В силу положений ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

        Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.

        Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

       Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты. Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.

         Вместе с тем, факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин. В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

       Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что мировой судья в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.

        Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).  Вместе с тем, с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о которым должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находится в производстве только судебных приставов-исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России. Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в приказе ФССП России от 22.11.2016 г. №603.

Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.

         Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).

         Санкция ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.

Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г №5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.

       Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов. В связи с чем, на судебном участке №1 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области в случае неявки потерпевшего в судебное заседание, последний извещается, в случае его отсутствия дело рассматривается без его участия.

          Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ.