Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Управлять транспортным средством в рамках трудовой или предпринимательской деятельности согласно Закону N 92-ФЗ вправе будут только лица, имеющие российские национальные водительские удостоверения (далее - российские права).

Новое ограничение, которое начнет действовать с 5 ноября, касается как самих водителей, так и тех, кто допускает их к управлению автомобилем. Запрет будет распространяться на водителей вне зависимости от того, выполняют они работу по трудовому либо гражданско-правовому договору или в качестве индивидуальных предпринимателей. До 5 ноября иностранные национальные и иностранные международные водительские удостоверения, которые соответствуют Конвенции о дорожном движении 1968 г., могут использоваться в России без каких-либо ограничений.

Однако запрет на вождение без российских прав в рамках трудовой или предпринимательской деятельности не будет действовать только в одном случае - если транспортное средство участвует в международном движении. Подтвердить это перевозчик сможет, предъявив специальное разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ.

Обращаем внимание на юридическую технику Закона N 92-ФЗ. С одной стороны, он позволяет водителям при осуществлении международной перевозки управлять транспортными средствами по иностранным правам (п. 17 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в редакции Закона N 92-ФЗ). С другой стороны, организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в любом случае нельзя будет допустить водителя с иностранными правами к управлению (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ в редакции Закона N 92-ФЗ). Вероятно, уполномоченные органы разъяснят, как следует трактовать данное противоречие.

Если организация или индивидуальный предприниматель с 5 ноября будет допускать водителя с иностранным водительским удостоверением к управлению транспортным средством, то негативные последствия такого решения могут возникнуть для трех субъектов:

- водителя, совершавшего перевозку, - его привлекут к административной ответственности в виде штрафа (от 5 до 15 тыс. руб.), а также отстранят от управления транспортным средством;

- организации - она понесет убытки, вызванные задержанием транспортного средства;

- должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, - его привлекут к административной ответственности в виде штрафа (50 тыс. руб.).

Профессиональных водителей за отсутствие российских прав будут отстранять от управления и штрафовать

Если инспектор ДПС выяснит, что у водителя нет российских прав и он осуществляет поездку не в личных целях, а в рамках трудовой или коммерческой деятельности, водителю грозит штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. за управление транспортным средством без права на управление (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ). Помимо этого, водителя отстранят от управления автомобилем (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ).

В Законе N 92-ФЗ не установлено, по каким признакам полицейские будут определять профессиональный характер деятельности водителя. Сейчас это возможно на основании тех документов, которые водители обязаны представлять по требованию инспектора ДПС (п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Среди них есть и документы, которые могут подтвердить коммерческий характер перевозки, например путевой лист, который содержит информацию о собственнике (владельце) транспортного средства и о водителе. Перевозки пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа запрещены. Если водитель не предъявит путевой лист инспектору, то ему грозит предупреждение либо штраф в размере до 500 руб.

Транспортные средства нарушителей будут задерживать на спецстоянках

В результате отстранения водителя от управления автомобилем негативные последствия наступят и для организации, на которую водитель работает по трудовому или гражданско-правовому договору. Транспортное средство будет задержано и помещено на специальную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Простой транспортного средства может причинить организации убытки, вызванные нарушением обязательств перед контрагентами (например, просрочка поставки, порча груза).

Забрать транспортное средство со спецстоянки сможет собственник автомобиля или его представитель (например, новый водитель, направленный организацией). Впрочем, в обоих случаях у такого лица должны быть российские права, поскольку именно их отсутствие стало причиной задержания транспортного средства.

Детально процедура возврата регулируется законами субъектов РФ, на территории которых транспортное средство было задержано и помещено на стоянку (ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ). Например, в г. Москве собственник автомобиля (его представитель) должен предъявить определение о прекращении производства по делу или пакет документов (ст. 7 Закона г. Москвы от 11.07.2012 N 42), включающий:

- копию протокола о задержании транспортного средства, на которой стоит разрешение на выдачу, вписанное уполномоченным осуществлять задержание лицом, либо копию протокола об административном правонарушении с такой же отметкой;

- документы, подтверждающие оплату расходов на перемещение и хранение транспортного средства.

Расходы на перемещение и хранение транспортного средства несет водитель (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ). Организация заинтересована в том, чтобы такие расходы были оплачены как можно быстрее и транспортное средство не простаивало. Однако если организация оплатит эти расходы вместо водителя, то могут возникнуть сложности с их последующим взысканием с последнего. Если водитель впоследствии откажется возместить уплаченные суммы добровольно, организации придется обращаться в суд, а это приведет к новым затратам времени и средств.

Источник: КонсультантПлюс.